Каталог товаров и услуг
Добавьте свою организацию, товары и услуги в каталог компаний Тольятти.
Подробнее
Сервисы ЖКХ
На нашем портале вы можете найти свою управляющую компанию, отправить в УК показания счетчиков и посмотреть информацию о любом жилом здании города.
Фото рядом
Наблюдайте за публикациями фото в соц. сетях поблизости! Найти нового друга теперь стало проще)

У этого термина существуют и другие значения, см. Тольятти (значения).

Эта статья о городе Тольятти; другие значения: Ставрополь (значения).

Толья́тти (до 1964 года Ста́врополь, от греч. Σταυρούπολη, дословно — «Город креста»; встречаются и другие названия: Ста́врополь-на-Во́лге или Ста́врополь-Во́лжский) — город в Самарской области России, административный центр Ставропольского района, будучи городом областного значения, образует муниципальное образование городской округ Тольятти с единственным населённым пунктом в его составе. Входит в Самарско-Тольяттинскую агломерацию.

Расположен на левом берегу реки Волги напротив Жигулей. Население: 684 709 чел. (2021); самый крупный город России, не являющийся центром субъекта федерации. По численности населения занимает 19-е место в России.

Основан в 1737 году Василием Татищевым как город-крепость Ставрополь для защиты российских земель от кочевников, а также с целью переселения крещёных калмыков. В XIX и начале XX веков был известен в России как доступный климатический курорт и кумысолечебница. В 1953—1955 годах перенесён на более высокое место, так как при создании Куйбышевского водохранилища прежний город был затоплен. С 1964 года носит имя итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти. В 1970-е годы произошёл резкий прирост населения в связи со строительством ВАЗа, который и сегодня является градообразующим предприятием.

Крупный центр автомобильной («АвтоВАЗ», «Лада Запад Тольятти») и химической промышленности («Тольяттиазот», «Куйбышевазот», «Тольяттикаучук»), а также железнодорожного, речного и автомобильного транспорта (автодорога М5E 30AH6 пересекает Волгу по плотине Жигулёвской ГЭС и проходит через город на протяжении 2 км). Ближайший аэропорт — Курумоч. Город протянулся вдоль реки Волги примерно на 30 км и состоит из трёх районов: Автозаводского, Центрального и Комсомольского.

В Тольятти пять высших учебных заведений, старейшим из которых является Тольяттинский государственный университет. Работает несколько научно-исследовательских институтов. Действуют музеи, театры, городской симфонический оркестр, консерватория, филармония. День города празднуется в первое воскресенье июня. В окрестностях города ежегодно проходит Грушинский фестиваль, собирающий сотни тысяч участников.

Есть предложения о присоединении к Тольятти города-спутника Жигулёвска (несмотря на отрицательное отношение в последнем), а также части Ставропольского района Самарской области.

Содержание 1 Этимология 2 Физико-географическая характеристика 2.1 Географическое положение 2.2 Часовой пояс 2.3 Климат 2.4 Рельеф 2.5 Гидрогеология 2.6 Сейсмология 2.7 Флора и фауна 3 История 4 Население 4.1 Миграция 4.2 Безработица 4.3 Национальный состав 5 Административное устройство 6 Экономика 6.1 Банкротство 6.2 ТОР «Тольятти» 7 Производство 7.1 Автомобильная промышленность 7.2 Пищевая промышленность 7.3 Энергетика 7.4 Химическая отрасль 7.5 Малый бизнес 7.6 Сфера финансов и услуг 7.7 Торговля 7.8 Банки 7.9 Страховые компании 7.10 Транспорт 7.10.1 Городской транспорт 7.10.2 Автомобильный транспорт 7.10.2.1 Крупнейшие автодороги 7.10.3 Железнодорожный транспорт 7.10.4 Речной транспорт 7.10.5 Воздушный транспорт 7.10.6 Трубопроводный транспорт 7.11 Инвестиционные программы 8 Экологическое состояние 8.1 Загрязнение атмосферы 8.2 Загрязнение водного бассейна 8.3 Электромагнитное загрязнение 8.4 Шум 8.5 Мусор 9 Жилищно-коммунальное хозяйство 9.1 Жильё 9.2 Благоустройство 9.3 Водоснабжение и водоотведение 9.4 Теплоснабжение 9.5 Газоснабжение 9.6 Электроснабжение 10 Здравоохранение 11 Спорт 12 Образование 13 Наука 14 Культура 14.1 Музеи 14.2 Галереи и выставочные залы 14.3 Театры, ансамбли, филармонии 14.4 Кинотеатры 14.5 Фестивали 15 Архитектура и достопримечательности Тольятти 15.1 Архитектура 15.2 Памятники 16 Средства массовой информации 16.1 История развития СМИ в городе 16.2 Телевидение 16.3 Печатные издания 16.4 Радио 17 Связь 17.1 Стационарная связь 17.2 Мобильная связь 17.3 Интернет 18 Религия 18.1 Православные храмы 18.2 Мечети 18.3 Прочие конфессии 19 Почётные граждане городского округа Тольятти 20 Преступность 20.1 Организованная преступность 20.2 Взрыв автобуса 31 октября 2007 года 21 Города-побратимы 22 Объекты, названные в честь города 23 Примечания 24 Литература 25 Ссылки

Этимология

Основан в 1737 году как укреплённый пункт на берегу Волги и первоначально получил название Ставрополь (от греч. Σταυρούπολη, буквально — «город креста»), в 1780 году получил статус города. В ряде источников именуется как Ставрополь-на-Волге для отличия от Ставрополя, находящегося в Предкавказье. В 1964 году переименован в Тольятти в память деятеля итальянской компартии Пальмиро Тольятти.

Физико-географическая характеристика

Географическое положение

Тольятти расположен в среднем течении реки Волги на её левом берегу в 70 км вверх по течению от Самары. Город располагается в пределах степного плато, на левом берегу Куйбышевского водохранилища к северу от Самарской Луки на территории с координатами 53°28’ (полуостров Копылово) — 53°35’ (промзона Автозаводского района) северной широты (около 17,5 км) и 49°12’ (промзона Автозаводского района) — 49°54’ (микрорайон Поволжский) восточной долготы (около 39 км). Общая протяжённость границ города — 149 км, на которых он граничит со Ставропольским районом Самарской области и городом Жигулёвском.

Южная граница города примыкает к приплотинному участку Куйбышевского водохранилища. К северу и западу от города расположены сельскохозяйственные поля. К востоку, а также в центре города, находятся лесные массивы. На противоположном берегу Волги находятся город Жигулёвск и Жигулёвские горы.

Город расположен непосредственно на границе трёх физико-географических районов: Самарской Луки, Мелекесского низменного Заволжья и лесостепного Заволжья — весьма различных между собой по рельефу, флоре, фауне, ведению хозяйства. Однако все районы в значительной части попадают в зону влияния такого крупного города как Тольятти.

Площадь городской территории равна 31479 га. В границы города входят: селитебные территории площадью 5270 га (16,7 %); промышленно-коммунально-складские зоны — 5532 га (17,6 %); территория внешнего транспорта — 1032 га (3,3 %); городские леса — 8042 га (25,5 %); земли сельскохозяйственного использования — 724 га (2,3 %).

Все три административных района города вытянуты вдоль течения Волги на протяжении 40 километров. Расстояние между Центральным и Комсомольским районами 5—7 километров, между Центральным и Автозаводским — около 3 километров. Районы города разделены между собой лесными массивами. По площади районы города мало отличаются друг от друга: на Автозаводский район приходится 36 % городской территории, на Центральный и Комсомольский по 32 %.

Часовой пояс

Тольятти находится в часовой зоне МСК+1. Смещение применяемого времени относительно UTC составляет +4:00. Исторически долгое время Тольятти, как и вся Самарская область, находился в отдельном самарском часовом поясе, за исключением небольшого периода в советские годы (с 1990 по 1991 год), когда в виде эксперимента Куйбышевская область (ныне Самарская область) была переведена на московское время, однако этот эксперимент был признан неудачным и Совет Министров РСФСР вновь вернул самарское время.

28 марта 2010 года по инициативе Президента России Д. А. Медведева произошёл переход региона на московское время, но с 26 октября 2014 года возвращено самарское время. Разница Тольятти с Москвой снова составила плюс один час.

Климат

Климатограмма Тольятти ЯФМАМИИАСОНД     36   -6.2 -14     29   -5.9 -14.4     22   0.7 -9.6     31   10.3 1.8     37   19.6 9.7     52   24.6 14.2     59   26.2 16.4     48   23.5 14.8     50   17.2 9.7     45   8.5 2.9     39   -0.7 -5.8     36   -5.6 -12.7 Температура в °C • Сумма осадков в ммИсточник: Климат Тольятти

В Тольятти умеренно континентальный климат с жарким летом и холодной зимой. Однако он заметно смягчается Куйбышевским водохранилищем, непосредственно влияющим на территории на расстоянии 1—3 км (Комсомольский и Автозаводский районы города, Центральный район только в районе Портпосёлка). Значительно влияют на климат особенности планировки города, состоящего из обособленных районов, разделённых лесными массивами. Влияние рельефа на микроклимат несущественное из-за его слабой выраженности.

Средняя температура января −10,6 °C, средняя температура июля +20,9 °C. Абсолютный максимум температуры зафиксирован 2 августа 2010 г. и равнялся +40,5 °C. Предыдущий рекорд составлял +39 °C (июль 1984 г.). Абсолютный минимум −43,4 °C (1 января 1979 г.). Среднегодовая температура — +5,1 °C. Разница между температурой в городе и на прилегающих территориях в среднем составляет 1,2 °C летом и 4,5 °C зимой.

Количество солнечных часов (дней) в году — 2113 часов (285 дней).

Время ледостава на водоёмах города — ноябрь, декабрь. Время вскрытия льда — начало апреля. Продолжительность периода с постоянным снежным покровом — 143 дня. Средняя высота снежного покрова достигает 33 сантиметров, рекордной была зима 1975—1976 годов, когда толщина снежного покрова достигала 88 см. Заморозки возможны до середины мая.

Среднее количество осадков — 492 мм в год, из которых треть приходится на холодное время года. Характерны большие колебания годовых (от 355 мм 1965 году до 615 мм в 1966 году) и месячных сумм осадков, частые засушливые периоды, случаются засухи. Всё это позволяет отнести территорию города к зоне рискованного земледелия. Также, как и с температурным режимом, наблюдается различие между осадками непосредственно в городской застройке и на окружающих территориях. В городе из-за загрязнения атмосферы туманы встречаются вдвое чаще, чем в окрестностях, на 20-30 мм выше уровень осадков, но относительная и абсолютная влажность на 5-10 % ниже (выпавшая влага быстрее испаряется с асфальта или удаляется ливневой канализацией). В целом влажность воздуха в Тольятти составляет 80-85 % зимой и 55-70 % в тёплый период.

Роза ветров города характеризуется следующим образом: в холодный период года преобладают ветра южного и юго-западного направления, в тёплый — западного и северо-западного. Среднегодовая скорость ветра около 3,9 м/с. Среднемесячные скорости ветра изменяются от 3,2-3,5 м/с (июнь — август) до 4,6 м/с (октябрь). Среднегодовая повторяемость штилей составляет 13 %, ветров до 1 м/сек. — 27 %, а повторяемость ветров в 7 м/с и выше составляет 5 %.

Климат Тольятти Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год Абсолютный максимум, °C 4 7 16 29 33 39 40,1 40,5 33 26 12 7 40,5 Средний максимум, °C −6,2 −5,9 −0,7 10,3 19,6 24,6 26,2 23,5 17,2 8,5 −0,7 −5,6 9,3 Средняя температура, °C −10,6 −10,1 −4 6,8 14,6 19,3 20,9 18,6 13,0 5,4 −2,3 −7,4 5,4 Средний минимум, °C −14 −14,4 −9,6 1,8 9,7 14,2 16,4 14,8 9,7 2,9 −5,8 −12,7 1,2 Абсолютный минимум, °C −43 −39 −32 −25 −5 −2 5 0 −3 −15 −30 −41 −43 Норма осадков, мм 36 29 22 31 37 52 59 48 50 45 39 36 484 Источник: Календарь Приволжского УГМС Метеостатистика для Самарской области

Показатель Янв. Фев. Март Апр. Май Июнь Июль Авг. Сен. Окт. Нояб. Дек. Год
Абсолютный максимум, °C 4 7 16 29 33 39 40,1 40,5 33 26 12 7 40,5
Средний максимум, °C −6,2 −5,9 −0,7 10,3 19,6 24,6 26,2 23,5 17,2 8,5 −0,7 −5,6 9,3
Средняя температура, °C −10,6 −10,1 −4 6,8 14,6 19,3 20,9 18,6 13,0 5,4 −2,3 −7,4 5,4
Средний минимум, °C −14 −14,4 −9,6 1,8 9,7 14,2 16,4 14,8 9,7 2,9 −5,8 −12,7 1,2
Абсолютный минимум, °C −43 −39 −32 −25 −5 −2 5 0 −3 −15 −30 −41 −43
Норма осадков, мм 36 29 22 31 37 52 59 48 50 45 39 36 484
Источник: Календарь Приволжского УГМС Метеостатистика для Самарской области

Рельеф

Рельеф городской территории определяется нахождением города в Среднем Заволжье (часть Русской равнины). Согласно тектонической схеме Тольятти находится в пределах Ставропольской депрессии, по структурно-тектоническому признаку в соответствии со схемой регионального инженерно-геологического районирования Русской платформы рассматриваемая территория входит в пределы Уральской антеклизы.

На левом берегу Волги в четвертичное время сформировалась серия аккумулятивных террас. Число выделяемых террас и возраст отдельных из них остаются дискуссионными. I и II надпойменные террасы затоплены Куйбышевским водохранилищем. III надпойменная терраса в рельефе выражена слабо, её условно отмечают в южной части Комсомольского района. В основном город расположен на поверхности IV (Хазарской) и V (Бакинской) надпойменных террас. Четвёртая надпойменная терраса шириной 12-15 км относительно ровная с уклоном в сторону Волги, сложена суглинками, глинами, песками. В районе водохранилища береговой склон сильно изрезан оврагами. Пятая надпойменная терраса вытянута вдоль Волги полосой шириной до 30 км. Сложена в основном песчано-супесчаными отложениями, с прослоями суглинков.

На территории Тольятти имелся ряд мелких месторождений строительных песков и кирпичных суглинков, ряд из которых разрабатывались; они были сняты с баланса в результате застройки.

Гидрогеология

В гидрогеологическом отношении город характеризуется наличием основного водоносного горизонта, сложенного водонасыщенными глинисто-песчаными породами, который пополняется за счёт фильтрации с поверхности, а также обратной фильтрации из водохранилища. Глубина залегания грунтовых вод в Автозаводском районе составляет 15-35 м, в Центральном — около 45 м, Комсомольском — 10-20 м. В черте города, на северо-западе Центрального района, находится небольшое озеро, где в месте естественного понижения рельефа на поверхность пробиваются грунтовые воды.

Из поверхностных водных ресурсов на жизнь города оказывают влияние Куйбышевское и Саратовское водохранилища. В северо-восточной части Комсомольского района находятся Васильевские озёра, являющиеся старицей Волги, служащие местом отдыха горожан.

Сейсмология

Долгое время считалось, что Среднее Поволжье как часть Русской равнины не подвержено сейсмическим колебаниям. Однако после того, как жители Самары, Тольятти и ряда других городов несколько раз ощущали подземные толчки, был проведён ряд исследований.

Оказалось, что левый берег Волги в районе Тольятти ежегодно опускается на 4 миллиметра, а правый, наоборот, поднимается на два. Это связано с тем, что по территории Самарской области по руслу Волги проходит Жигулёвский разлом. До поверхности он не доходит, сверху он прикрыт осадочным чехлом, слоем тектонических пород, но в глубинах проходит до мантии. В месте разлома из недр выделяются газы — гелий и радон, что приводит к появлению так называемых газовых аномалий на всём протяжении разлома. Кроме того, в данной местности верхушка мантии на 60-80 км ближе к поверхности планеты, чем в других местах, из-за чего температура глубоких недр в регионе выше, чем везде — около 1400 °C.

Повышенная температура и газовые потоки из недр постепенно уменьшают плотность земной породы. Своё влияние на сейсмологическую обстановку в районе Тольятти оказывает и целый ряд техногенных факторов:

  • в окрестностях ведётся карьерная разработка нескольких месторождений полезных ископаемых;
  • огромные запасы воды, накопленные в Куйбышевском водохранилище, своей массой давят на породу, уплотняя верхние слои рыхлых пород;
  • весенний сброс воды на Жигулёвской ГЭС также весьма негативно сказывается на прочности почвы и строений в районе. Кроме того, несколько лет наблюдения позволяют утверждать, что именно паводковый сброс является причиной появления трещин в фундаментах жилых домов Комсомольского района[39].

Совокупность этих фактов привела к тому, что по последним картам сейсмической активности России её уровень в Среднем Поволжье был повышен по сравнению с большинством территорий остальной европейской части России.

По оценке учёных, повторяемость землетрясения силой выше 6 баллов по шкале Медведева-Шпонхойера-Карника (MSK-64) для Тольятти составляет в среднем один раз в 1000 лет и один раз на 5000 лет для землетрясения силой выше 7 баллов.

В ходе изысканий было определено, что зафиксированные в области в 1895, 1914, 2000 годах подземные толчки были не результатом местной сейсмической активности, а являлись отголоском сильных землетрясений в Азии и на Кавказе, которые докатились до региона с помощью волн Лява. Актуальных данных о местной сейсмической активности нет: по результатам кратковременных наблюдений она оказалась незначительной, но весьма регулярной (за промежуток с 1993 по 1996 год в районе было зафиксировано 43 местных землетрясения, не превышающих трёх баллов). Вблизи Тольятти (на территории Самарской Луки) сейсмические исследования проводились сотрудниками ВО ИГиРГИ с 2001 по 2008 год. За время исследований ими зафиксировано около сотни местных землетрясений слабой интенсивности, причём 41 — в 2008 году.

Флора и фауна

Тольятти расположен на границе зоны лесостепи и хвойно-широколиственных лесов. Все три района города окружены лесами, преимущественно сосновыми на западе, дубовыми, осиновыми, берёзовыми, липовыми на юге. В Комсомольском районе в парке отдыха нет ни одного посаженного дерева.

В 1978 году Всесоюзным государственным проектно-изыскательским институтом лесного хозяйства «Союзгипролесхоз» была разработана схема зелёной зоны Тольятти.

Площадь лесных массивов города в 2005 году составляла 8042 га, что составляет примерно 25 % от общей площади города. Лесные массивы города Тольятти и пригородной зоны расположены на глубоких рыхлых песчаных почвах наносно-намывного происхождения и относятся к лесам первой группы почвозащитного и водоохранного значения. Лесной квартал № 2 площадью 167 га отнесён к разряду памятников природы.

Площадь зелёных насаждений частного сектора города весьма велика и составляет примерно 3000 га. И хотя при застройке особое внимание было уделено озеленению города: было создано специальное строительное управление, которое высаживало зелёные насаждения строго по научно обоснованному проекту и контролировало посадку и уход за каждым деревом и кустом, площадь зелёных насаждений общего пользования на непосредственно жилой территории всего 755 га. Самые старые посадки уже требуют замены (в Центральном районе таких более 70 % от общего числа).

На территории окружающего город Ставропольского района водятся лоси, кабаны, косули, зайцы, лисы, десятки видов птиц, рыб и насекомых, в Жигулёвских горах растут уникальные, нигде больше не встречающиеся растения: гвоздика волжская, молочай жигулёвский, тимьян жигулёвский (лат. Thymus zheguliensis) и десятки других.

Из-за особенностей геологической истории и своеобразных почвенно-климатических условий в Жигулёвских горах сформировались необычные природные сообщества, включающие не только лесостепные, но и таёжные, степные а также азиатские виды растений и животных. Для сохранения столь уникального биокомплекса были созданы Жигулёвский заповедник и национальный парк, в 2006 году включённые ЮНЕСКО в состав Средне-Волжского комплексного биосферного резервата.

История

Основная статья: История Тольятти

Город основан в 1737 году Василием Татищевым как город-крепость Ставрополь для защиты русских земель от набегов кочевников и переселения крещёных калмыков. 20 июня 1737 года императрица Анна Иоанновна жаловала грамоту крещёной калмыцкой княгине Анне Тайшиной, в которой было записано об основании города. С этой даты ведётся отсчёт истории города.

В 1744—1780 годах входил в Оренбургскую губернию.

За сто лет с начала XIX до начала XX века население города практически не изменилось: в городе проживало немногим более 6 тысяч человек. Для того времени Ставрополь являлся среднего размера городом. В прилегающем Ставропольском уезде проживало более 250 тысяч человек. Работала одна земская больница, 6 учебных заведений, 2 гостиницы, 6 фабрик и заводов, 1 водяная и 4 ветряных мельницы. По причине экономической незначительности в 1924 году Ставрополь был преобразован в сельский населённый пункт. Только в 1946 году Ставрополю был возвращён статус города.

К началу 1950-х годов в городе насчитывалось 12 тысяч жителей.

21 августа 1950 года было опубликовано Постановление Совета Министров СССР о строительстве гидроузла на реке Волге. Во время строительства Жигулёвской ГЭС Ставрополь попал в зону затопления Куйбышевского водохранилища и в 1953—1955 годах практически полностью был перенесён на новое место.

После этого начался быстрый рост города: в 10 км к востоку от старого города был построен рабочий посёлок Комсомольск, а в 4 км от него вниз по Волге — посёлок Шлюзовой. Оба посёлка позднее вошли в состав нового Ставрополя. В 1957 году было завершено строительство Волжской ГЭС им. В. И. Ленина, были построены завод «Волгоцеммаш», электротехнический завод, химические предприятия: заводы синтетического каучука, «КуйбышевАзот» и «КуйбышевФосфор».

28 августа 1964 года Президиум Верховного Совета РСФСР постановил: переименовать город Ставрополь Куйбышевской области в город Тольятти для увековечения памяти умершего 21 августа того же года Генерального секретаря ЦК Итальянской коммунистической партии Пальмиро Тольятти, который однако не имел к городу никакого отношения.

В 1966 году совместно с итальянским автоконцерном FIAT в городе началось строительство крупнейшего в СССР Волжского автомобильного завода по производству легковых автомобилей. Параллельно со строительством завода возводился новый жилой район Тольятти — Автозаводский. С 1964 по 1970 года численность городского населения выросла более чем 2 раза, по данным переписи 1970 года в Тольятти проживало уже 251 тысяча человек.

30 декабря 1987 город получил Орден Трудового Красного Знамени за успехи, достигнутые трудящимися города в хозяйственном и культурном строительстве, и в связи с 250-летием со времени основания.

В 1996 году проводился общегородской референдум по вопросу возвращения городу исторического имени. И хотя он был признан недействительным, так как пришло менее 50 % от имеющих право голоса горожан, однако за сохранение названия Тольятти высказалось более 70 % из пришедших на голосование горожан. Также практически не было переименований улиц города. Однако вопрос о переименовании как города, так и отдельных улиц, периодически поднимается различными общественными организациями, хотя по результатам опросов общественного мнения сейчас только 4 % горожан считает важным возвращение городу исторического названия.

Очень часто встречается утверждение, что город до своего переименования назывался Ставрополем-на-Волге. Однако это мнение ошибочно. В 1777 году на Северном Кавказе был основан ещё один город, носивший тогда имя Ставрополь-Кавказский. По аналогии уточняющее определение появилось у волжского Ставрополя, тем не менее, это название никогда не было официальным. Встречается и ещё один вариант названия: Ставрополь-Волжский.

Население

175418561858186318971913192019231926193919461959
5695↘4200↗4703↘4652↗5969↗9900↗10 332↘5671↗6473↗9345↗12 000↗61 281
196219641967197019731975197619791982198519861987
↗88 000↗123 400↗150 000↗250 853↗371 000↗451 000→451 000↗502 036↗547 000↗592 000→592 000↗627 000
198919901991199219931994199519961997199819992000
↗630 543↗640 000↗655 000↗666 000↗678 000↗689 000↗701 000↗708 000↗712 000↗715 000↗720 300↗722 900
200120022004200520062007200820092010201120122013
↗724 300↘702 879↗703 900↗704 800↗704 900↗705 300↗705 500↗720 346↘719 632↘719 500↗719 596↘719 149
20142015201620172018201920202021
↘718 127↗719 646↘712 619↘710 567↘707 408↘702 831↘699 429↘684 709

100 000 200 000 300 000 400 000 500 000 600 000 700 000 800 000 1754 1913 1946 1970 1982 1990 1995 2000 2006 2011 2016 2021

Примечание. Резкие скачки роста численности населения совпадают со строительством Куйбышевской ГЭС и «АВТОВАЗ» в 1950-е и 1970-е годы соответственно.

По данным Всероссийской переписи населения 2020 года, на 1 октября 2021 года по численности населения город находился на 19-м месте из 1120 городов Российской Федерации., занимая первое место по численности среди городов — не областных центров.

Автозаводский район города — крупнейший в Поволжье район по численности населения (422 099, Комсомольский район — 118,3 тысяч человек, Центральный — 159,8 тысяч человек).

По оценке «Самарастат», на начало января 2019 года численность населения города сократилось на 5 тысяч человек и составляет 702,7 тысяч человек.

Долгое время существования города численность постоянного населения не превышала 10 тысяч человек. Так к началу XX века население Ставрополя составляло 5974 человека. В 1920 году население города составило 10 332 человека (5689 женщин и 4643 мужчины). По сравнению с 1897 годом прирост составил 73,1 %. Однако гражданская война и голод 1921—1922 гг. повлияли на то, что количество населения в 1920-е годы не только не возросло, но и сократилось. За три года — с 1920 по 1923 гг. население Ставрополя уменьшилось более чем на 4,5 тыс. жителей.

Мужчин 45,8 %. Женщин 54,2 %. Средний возраст жителей 39,6 лет.

Миграция

Город изначально был заложен как центр переселения крещёных калмыков. С тех пор рост численности горожан всегда происходил в основном за счёт механического прироста населения, даже когда уровень естественного прироста превышал таковой в других городах страны. Так в 1959 году естественный прирост был равен 20,2 ‰, а механический 89,9 ‰, в 1970 г. соответственно — 16,4 ‰ и 117,4 ‰, в 1999 — естественный вообще был отрицательным (-1,4 ‰), но за счёт механического (5,4 ‰) город продолжал расти. Подобный миграционный поток определил для Тольятти довольно благоприятную структуру населения, с высокой долей трудоспособного населения (см. раздел Показатели ниже).

В городе проживает довольно много выходцев из села. Так, среди переехавших в Тольятти из Самарской области, доля селян составляет 26 %, а в отдельные годы на селян приходилось более половины мигрантов (57 % в 1972 году). Однако существенно и число приехавших из крупных городов: строящиеся заводы требовали большого количества квалифицированных кадров, приезжавших из крупных образовательных центров. Такое явление во многом определило разделение населения города на две основные группы, сильно различающиеся друг от друга по мировоззрению, поведению, участию в культурной жизни города. Так, мэрией города был проведён опрос об участии в разработке стратегического плана развития города. Наибольшую готовность к конкретным действиям выразила учащаяся молодёжь (41 % от опрошенных в данной категории), среди выходцев из крупных городов таких оказалось 32 %. А среди уроженцев сельской местности 72 % не выразили никакой заинтересованности в работе, мотивируя отказ недостатком знаний и информации, а также неверием в возможность реализации этого плана.

Для каждого пятого горожанина слово «Тольятти» ассоциируется с заводом, а сам город воспринимают как придаток при заводе. Подобное явление специалисты объясняют отсутствием приобщённости к городскому образу жизни и недостаточной укоренённостью населения.

Бо́льшая часть населения современного Тольятти исторически была тесно связана с производством на «АвтоВАЗе» и его поставщиках. Разразившийся кризис в российском автомобилестроении в 2000—2010-х годах и масштабные сокращения на АвтоВАЗе привели к тому, что в городе сложилась сложная социально-экономическая обстановка: за 2014—2015 год число безработных в городе выросло в 3 раза, миграционный отток населения составил 7,2 тысячи человек только за 2015 год, и ещё 31 % жителей высказывало желание уехать из города.

Безработица

По состоянию на начало апреля 2010 года в городском центре занятости официально зарегистрировано 20 тыс. безработных. По этому показателю Тольятти занимает второе место в области.

По отраслям экономики основной удельный вес безработных распределился следующим образом:

  • из промышленности — 41,0 %;
  • торговли и общепита — 21,2 %;
  • транспорта и связи — 8,6 %;
  • строительства — 7,1 %;
  • общей коммерческой деятельности — 3,7 %;
  • образования — 3,4 %.

Реальные возможности экономики в обеспечении занятости населения весьма ограниченны. Если на конец 2008 года на 1 постоянное место претендовало 1,5 незанятых граждан, то по состоянию на конец 2009 года нагрузка на 1 постоянное место выросла до 11,8 человек.

Самое низкое значение уровня безработицы за последние несколько лет было зафиксировано в апреле 2007 года, когда её показатель составлял 0,56 % или 2600 человек. По итогам первого полугодия 2007 года согласно расчётам министерства экономического развития Самарской области среднемесячная заработная плата на крупных и средних организациях составила 13 165,3 рублей, что является максимальным значением для области, однако ниже, чем показатель в целом по стране (13 810 руб.).

Национальный состав

По данным переписи 1897 года в Ставрополе проживали представители разных национальностей, большинство из которых составляли: русские — 5667 чел. (94,86 %), татары — 107 (1,79 %), мордва — 97 чел. (1,62 %), украинцы — 37 (0,7 %), евреи — 24, чуваши — 12, немцы — 12, поляки — 7, башкиры — 1, другие национальности — 5 человек.

В 1920 году национальный состав ставропольцев был следующим: русские — 9897 чел. (95,79 %), поляки — 118 чел. (1,14 %), татары — 97 чел. (0,94 %), евреи — 54 чел. (0,52 %). Кроме того, в городе проживали украинцы, белорусы, латыши, эстонцы, немцы и представители других народностей, в городе проживали 4 финна, 5 корейцев и даже 1 швед.

По данным всероссийской переписи населения 2010 года в городе Тольятти проживает 104 национальности::

  • Русские — 597 141 (86,15 %);
  • Татары — 28 631 (4,13 %);
  • Украинцы — 14 286 (2,06 %);
  • Мордва — 12 356 (1,78 %);
  • Чуваши — 11 216 (1,62 %);
  • Азербайджанцы — 4854 (0,7 %);
  • Армяне — 4417 (0,64 %);
  • Узбеки — 3278 (0,47 %);
  • Белорусы — 3104 (0,45 %);
  • Таджики — 2095 (0,3 %);

44 национальности насчитывали среди населения города менее 10 представителей. Другие национальности — 11 745 чел. Всего указало национальность — 693 123 (100 %) Нет сведений о национальности у 26 509 чел., из них отказались отвечать 5209 чел. Всего населения городского округа Тольятти составило — 719 632 чел.

По данным Всероссийской переписи 2020 года в городе Тольятти численность населения составила 684 709 человек. Указали национальную принадлежность: 637 437 человек. Ниже указаны национальности, численность которых по переписи 2020 года в Тольятти была больше 1000 человек. В скобках указана доля в процентах от указавших свою национальность.

Русские – 583 326 (91,51%)

Татары – 17 844 (2,8%)

Мордва – 4946 (0,78%)

Украинцы – 4651 (0,73%)

Чуваши – 4627 (0,73%)

Азербайджанцы – 3125 (0,49%)

Армяне – 3042 (0,48%)

Узбеки – 2570 (0,4%)

Таджики – 2372 (0,37%)

Белорусы – 1046 (0,16%)

Административное устройство

Основная статья: Административное деление Тольятти

Административно город разделён на 3 района:

  • Автозаводский район (или Новый город);
  • Комсомольский район (или Комсомольск);
  • Центральный район (или Старый город).

Районами города руководят назначаемые мэром его заместители.

В июле 2006 года в состав города Тольятти вошёл ряд населённых пунктов: Поволжский и Фёдоровка, село Новоматюшкино. Весной 2009 года эти пригородные населённые пункты получили статус микрорайонов в составе районов.

Органы местного самоуправления сформированы на основании Устава города, принятого решением Тольяттинской городской думы в 1996 году.

Главой местного самоуправления в Тольятти с 30 апреля 2021 года является Николай Ренц, избранный депутатами «Тольяттинской городской думы».

Представительный орган городского самоуправления и законодательной власти — Тольяттинская городская дума. Дума состоит из 35 депутатов, из которых 17 депутатов избираются по одномандатным избирательным округам и 18 депутатов — по единому избирательному округу, который включает в себя всю территорию городского округа, пропорционально числу голосов, поданных за списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями. Работой депутатов руководит Председатель городской думы.

Город имеет собственные официальные герб и флаг. Гимн города ещё не принят.

См. также: Список градоначальников Тольятти

См. также: История изменений в административно-территориальном делении Ставрополя (Тольятти) и Ставропольского района

При строительстве города в 1737 году Ставрополь вошёл в состав Симбирской провинции, которая относилась к Казанской губернии. В 1744 году после образования Оренбургской губернии город в составе Ставропольской провинции вошёл в её подчинение. В 1773 году Самара была переведена в Ставропольскую провинцию в качестве слободы. Такое положение длилось до 1780 года, когда было учреждено Симбирское наместничество, в которое вошёл Ставропольский уезд.

С 1 января 1851 года Ставропольский уезд вошёл в созданную Самарскую губернию. В феврале 1924 года по решению ВЦИК СССР, в связи с экономической незначительностью и сокращением населения город Ставрополь был преобразован в село с тем же названием, а уезд был ликвидирован.

В 1928 году был создан Ставропольский район Средне-Волжской области. В 1946 году Ставрополь стал городом районного подчинения Куйбышевской области, а 18 апреля 1951 года — областного подчинения.

28 августа 1964 года Указом Верховного Совета РСФСР город был переименован в честь итальянского коммуниста Пальмиро Тольятти.

В 1991 году Куйбышевская область была переименована в Самарскую. 1 января 2006 года, после муниципальной реформы, Тольятти получил статус городского округа.

Административный центр Ставропольского района Самарской области расположен в городе Тольятти, однако сам город в состав этого района не входит.

В рамках административно-территориального устройства, он является городом областного значения.

В 2008 году Сергей Андреев на посту депутата Самарской Губернской думы высказывался об объединении Ставропольского района в состав Тольятти, в порядке ст. 12 ФЗ-131 «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», однако после своего избрания мэром Тольятти, отказался от идеи. Периодически этот вопрос поднимается депутатами и гражданскими активистами.

Экономика

До 2009 года экономика и торговый баланс города являлся положительным и на 2007 год составлял 1771,2 млн долларов США.

По оценке портала RBC.ru Тольятти находился в верхней части списка самых привлекательных для бизнеса городов России: 11-е место в 2009 году, 12-е место в 2008 году, 6-е — в 2007 году.Экономический кризис 2009 года серьёзно подорвал привлекательность Тольятти на несколько лет. В аналогичном рейтинге от журнала Forbes, где город был на 5-м месте в 2008 году и 7-м в 2009 году, в 2010 году Тольятти не вошёл даже в тридцатку. Однако к 2013 году ситуация нормализовалась, и Тольятти снова занял одно из лидирующих мест (шестое) в этом же рейтинге.

В 1994 году предпринимательским сообществом было принято решение о создании Союза «Торгово-промышленная палата г. Тольятти» (ТПП г. Тольятти, Торгово-промышленная палата г. Тольятти, ТППТ, Палата). Это независимая негосударственная некоммерческая организация, объединяющая предпринимателей города, действующая на основании Закона РФ «О торгово-промышленных палатах». Учреждена 2 февраля 1994 года по инициативе 40 городских организаций и предпринимателей, зарегистрирована 21 марта 1994 года. В настоящий момент входит в десятку крупнейших муниципальных палат России.

Банкротство

В 1990-х произошло прекращение и банкротство местного «Лада Банка» (В. М. Смирнова), финансовых пирамид «Таис» и «Никольская» (Александра Чевозерова), строительной корпорации «АDA» (Павла Алешкина). Городской муниципалитет не стал входить в состав соучредителей и спасать местные предприятия и организации, в результате чего многие прекратили своё существование.

До 2000-х годов в городе действовали «Тольяттинская обувная фабрика» и трикотажная фабрика, мясокомбинат «Тольяттинский» и «Комсомольский», рыбокомбинат, пивзавод, Куйбышевфосфор, водочный завод «Талко». Телекомпания «ТВТ». В 2002 прекратило существование телекомпания ИКС, в 2008 прекратила своё существование ЛАДА ТВ. В 2010 прекратила существование крупнейшая строительная группа «Татищев».

До 2016 года действовали местные банки «ФИА БАНК» и «ЭЛ Банк» Анатолия Волошина и Александра Носорева, а также завод по производству молочных продуктов компании Danone и завод «АвтоВАЗагрегат».

До 2017 года действовало дорожное предприятие ООО «АВТ-Дорстрой», строительная группа ОАО «Автозаводстрой», АвтоВАЗБанк

Кризис в области автомобилестроения, реформы управления на АвтоВАЗе, общий кризис в государстве серьёзно ухудшили экономическую ситуацию в Тольятти в середине 2010-х. Так, индекс промышленного производства составил 91 % в 2015 году и 83,1 % в первой половине 2016 года, оборот розничной торговли снизился на 28,8 % в 2015 году и ещё 3,6 % в первой половине 2016 года. В 2018 году АвтоВАЗ вышел из кризиса и показал пять новинок на Московском международном автосалоне. За девять месяцев 2018 года чистая прибыль АВТОВАЗа составила 5,4 млрд рублей.

Распоряжением Правительства РФ город был включён в список моногородов Российской Федерации с наиболее сложным социально-экономическим положением.

ТОР «Тольятти»

В границах Прокопьевска в 2016 году образована территория опережающего социально-экономического развития «Тольятти», на которой действует особый правовой режим предпринимательской деятельности.

Производство

Автомобильная промышленность

Градообразующим предприятием является «АвтоВАЗ». Также в городе расположены автозаводы «Лада Запад Тольятти» (до 2019 г. GM-АвтоВАЗ"), «ВИС-АВТО», «Тольяттинский завод автоагрегатов», автотранспортное предприятие «АвтоВАЗтранс», три кирпичных и железобетонный заводы, Тольяттинский завод технологического оснащения (автокомпоненты), завод «Детальстройконструкции» (ДСК, автокомпоненты), компания «Рулевые системы», завод автоагрегатов (ТЗА), предприятия спецавтомобилей «Лада спорт» и «Супер Авто», Тольяттинский завод приборов отопления, Тольяттинский завод стальных колёс, Тольяттинский трубопрофильный завод, производство детских площадок «Атрикс», производство гофрированного картона «Волгагофропак», предприятие порошковой металлургии "Планета, завод «Полад» (производство автокомпонентов Valeo и Faurecia), Завод автомобильных компонентов, на территории которого расположены производства Otto Bock, Gestamp и нижегородской производственной компании «Автокомпонент Тольятти».

В промышленной зоне близ города организована особая экономическая зона, на территории которой расположены предприятия Nobel Automotive, CIE Automotive, Edscha, HI-LEX.

Также в городе расположены заводы «Тольяттинский трансформатор», цементного машиностроения ОАО «Волгоцеммаш», Тольяттинский судоремонтный завод.

Пищевая промышленность

ОАО "Комбинат шампанских вин и коньяков «Росинка», ООО «Тольяттинский винзавод», ОАО «Тольяттихлеб», ОАО «Тольяттимолоко», кондитерская фабрика «Сласти», мясокомбинат «Лада», продовольственное предприятие «Фабрика качества».

Энергетика

Источниками электрической и тепловой электроэнергии Тольятти являются две ТЭЦ: Тольяттинская ТЭЦ и ТЭЦ Волжского автозавода, которые обеспечивают энергией все промышленные предприятия города и его население. Обе тепловые электростанции входят в состав Волжской территориальной генерирующей компании. Расположенная в соседнем Жигулёвске гидроэлектростанция, входящая в состав ПАО «РусГидро», является генерирующей компанией оптового рынка электроэнергии России.

Химическая отрасль

Хорошо развита в Тольятти химическая промышленность: крупнейший в мире производитель аммиака «ТольяттиАзот», завод минеральных удобрений «КуйбышевАзот», завод синтетического каучука «Тольяттикаучук». Предприятие «ТольяттиАзот» было построено в советские годы при участии американского миллиардера Арманда Хаммера, симпатизировавшего СССР Транспортировку своей продукции завод производит по уникальному аммиакопроводу Тольятти — Одесса, управляемому компанией ОАО «Трансаммиак».

Малый бизнес

В 2008 году в Тольятти насчитывалось около 12,6 тыс. индивидуальных предпринимателей, большинство из которых (70 %) оказывают услуги в сфере оптовой и розничной торговли, а также ремонте автотранспортных средств и бытовой техники. Также насчитывается 8,4 тыс. предприятий малого бизнеса, доля которых в общем количестве организаций составлял 32,4 %.

В среднем на 1000 жителей приходится 12 малых предприятий. Численность постоянно работающих на них составляет 54,1 тыс. человек. В среднем, одно малое предприятие даёт 6 рабочих мест. За первое полугодие 2007 года отгрузка малыми предприятиями товаров (работ, услуг) собственного производства составила 9,6 % от общего объёма по городу.

Сфера финансов и услуг

В первом полугодии 2007 года, оборот розничной торговли составлял 126 911 млн рублей, удельный вес розничной торговли Тольятти в объёме торговли Самарской области составляет 40 %. По объёму розничного товарооборота на душу населения Тольятти опережал административный центр области Самару. Оказано услуг населению на 19 797 млн рублей.

Торговля

В городе действуют федеральные торговые сети «Перекрёсток», «Пятёрочка», «Магнит», «Эльдорадо», «Эксперт», «М.видео», DОМО, «Спортмастер». Открыты гипермаркеты МЕТРО, «Лента», «О’Кей», «Ашан» (находящийся в молле «Парк Хаус»), Леруа Мерлен. За счёт привлечения местных финансовых ресурсов в Тольятти имеются торгово-развлекательные комплексы, не уступающие федеральным. Торговый центр города — «Русь на Волге», открывшийся ещё в 1983 году, после проведённой в 2007—2008 годах модернизации стал самым крупным по торговой площади — 111 тыс. м². Построены собственные торгово-развлекательные комплексы «Вега», «Аэрохолл» и «Мадагаскар» (в нём размещён первый в Тольятти «Макдоналдс»).

Банки

В Тольятти расположены офисы федеральных банков Сбербанк (имеет 35 отделений), Банк ВТБ (имеет 8 отделений), Почта Банк (имеет 27 отделений), Россельхозбанк (имеет 2 отделения), Альфа-Банк (имеет 3 отделения), Промсвязьбанк (имеет 7 отделений), Уралсиб, Райффайзен банк, BSGV банк, Глобэкс банк, Новикомбанк, Бинбанк, «Русский стандарт», «Российский капитал», Банк Авангард (имеет 6 отделений), Газпромбанк, Банк Открытие (имеет 4 отделения), Связь-Банк (имеет 6 отделений) и местные кредитно-финансовые учреждения.

БанкШтаб квартираРуководство
АВТОВАЗБАНКТольятти2015 г. поглощение Промсвязьбанк
ЛАДА БАНКТольятти(отзыв лицензии 1998 г.) Смирнов В. М.
ЭЛ БАНКТольятти(отзыв лицензии 2016 г.) Волошин А. П.
ФИА-БАНКТольятти(отзыв лицензии 2016 г.) Носорев А. С.
Тольяттихимбанк (ТХБ)ТольяттиТольяттиазот
Национальный торговый банк (НТБ)Тольятти2011 г. поглощение Глобэкс банк
Автомобильный банкирский дом → → ЗАО КБ «Лада-Кредит»Тольятти2013 г. поглощение Новикомбанк
Земский банкСызраньСимонов Владимир Фёдорович — депутат
Банк СолидарностьСамараЗАО АКБ Кранбанк
ГазбанкСамара(отзыв лицензии 2018 г.)
ПервобанкСамараПромсвязьбанк

Страховые компании

Страховые компании активно участвуют в экономической жизни Тольятти. В городе существует местная «Астро-Волга», а также филиалы федеральных страховых компаний: ВСК, РЕСО-Гарантия, Ренессанс Страхование, Росгосстрах, АльфаСтрахование, Уралсиб, Югория. Региональная «Астро-Волга-Мед» поглотила местную страховую компания ЗАО МСК «АскоВАЗ», которая сама была поглощена федеральной «Макс-М».

Транспорт

Город Тольятти является крупным узлом железнодорожного, автомобильного, речного и воздушного транспорта. Являясь вторым по значению городом Самарской области, он в силу своего положения обладает большими потенциальными возможностями развития из-за наличия свободных территорий, а также развитой транспортной инфраструктуры. С другой стороны, город как бы находится в мешке из-за крупной преграды в виде Куйбышевского водохранилища, которое разделяет западную и восточную части области. Единственными связями между этими частями области являются железнодорожный мост в районе города Октябрьска и плотина Жигулёвской ГЭС, по которой проходит железная дорога и магистральная федеральная автодорога E 30М5 «Урал».

Внешние транспортные связи города обеспечиваются двумя автовокзалами (в Центральном и Автозаводском районах), крупными железнодорожными станциями (грузовой и двумя пассажирскими), речным портом и аэропортом Курумоч.

Общий грузооборот по итогам 2007 года всех транспортных предприятий Тольятти составил 779,4 млн ткм и эта цифра ежегодно возрастает. Всего за 2007 год было перевезено 4201,1 тыс. тонн грузов.

Городской транспорт

См. также: Тольяттинский автобус и Тольяттинский троллейбус

Пассажирские перевозки общественного транспорта преимущественно осуществляют коммерческие маршрутки (в основном на Газель Next Citiline, Citroen Jumper, Peugeot Boxer, Fiat Ducato III).

Рынок услуг муниципального общественного транспорта предоставляет МП «ТПАТП-3» автобусами марки МАЗ-103, МАЗ-206 и Volgabus-5270.G2, и троллейбусным управлением МП «ТТУ» (в основном на троллейбусах АКСМ-321, Тролза Оптима).

В городе отсутствует «Автовокзал». Услуги междугородних пассажирских перевозок предоставляет коммерческий транспорт, при которых существует две частные «Автостанции» в Автозаводском и Центральном районе города. На ул. Революционная, 24-А и ул. Родины, 1.

Тольятти является третьим по величине городом России (после Воронежа и Тюмени), в котором нет трамвая, и вторым по величине, — в котором его никогда не было.

В последние годы городе ежегодно снижается общий пассажиропоток: в 2007 году было перевезено 112,1 млн человек, что составляет всего 94,7 % к 2006 году. Наблюдается тенденция к сокращению количества муниципальных маршрутов и увеличения альтернативных: начиная с 2005 года было закрыто более 25 автобусных маршрутов и 15 троллейбусных. У многих из оставшихся были изменены схемы движения, увеличен интервал и уменьшено количество машин.

На 28 марта 2018 года в городском МП «ТПАТП-3» находилось 319 автобуса и 186 троллейбусов, однако из них со 100 % износом 187 машин (40,4 %) и 153 машины (82,3 %) соответственно. Приобретений новых транспортных средств в 2007 году не было, но в течение года было списано 143 автобуса и 13 троллейбусов.

В ещё более тяжёлом состоянии находится пригородный транспорт. За первое полугодие 2007 года им было перевезено всего 16,1 тыс. человек, что в 10 раз меньше, чем в 2006 году.

Другой заметной тенденцией является постоянное увеличение доли пассажиров, перевезённых альтернативными транспортными предприятиями (с 27,6 % в 2006 году до 29,2 % в 2007).

Стоимость поездки в муниципальном транспорте (автобусы и троллейбусы) с 1 января 2022 года составляет 32 рубля. Стоимость проезда в маршрутных такси составляет от 35 рублей. Помимо наличных денег и пластиковых карт, к оплате проезда принимаются проездные карты.

Автомобильный транспорт

Тольятти имеет развитую дорожную систему. Общая протяжённость автомобильных дорог в городском округе составляет 1498 км, их общая площадь составляет — 14 345,589 тыс. м². Однако существующие автодороги города исчерпали свою пропускную способность и не в состоянии справиться со всё возрастающей интенсивностью дорожного движения.

В 1970-х годах дороги в крупнейшем Автозаводском районе города строились исходя из фантастической для СССР цифры в 220 автомобилей на каждую тысячу человек, и ещё в середине 1980-х годов обеспеченность населением составляла всего 15-20 автомобилей на 1000 жителей. Но на 1 июня 2007 года в ГАИ города было зарегистрировано 243 376 транспортных средств, из которых 75 % составляли легковые автомобили. По обеспеченности легковым автотранспортом на душу населения Тольятти занимает 17-е место в России (262 автомобиля на 1000 жителей).

Ситуация на дорогах города усугубляется их качеством: по оценке директора департамента ЖКХ мэрии 70 % дорожного полотна требует капитального ремонта, оснащение дорог ливневой канализацией составляет 66,5 %. По оценкам 20 % ДТП с пострадавшими на улицах города происходит именно из-за состояния дорожного полотна. Тем не менее, именно автомобильный транспорт является самым популярным в городе.

В юго-восточной части города, через Комсомольский район, проходит магистральная федеральная автодорога М5 «Урал», которая обеспечивает связь Центрального района европейской части страны с восточными районами: Поволжьем, Уралом, Сибирью и Дальним Востоком.

С северо-востока к городу подходит автодорога областного значения Тольятти — Димитровград, соединяющая Тольятти и Ставропольский район с восточной частью Ульяновской области. Автодорога примыкает к обводному шоссе в районе села Васильевка. Также к городу подходит ряд автомобильных дорог местного значения, соединяющих Тольятти с северными и западными территориями Ставропольского района.

Расстояние по автодорогам от Тольятти до Самары составляет 88 км, до Москвы — 985 км, до Санкт-Петербурга — 1702 км.

Железнодорожный транспорт

Через Тольятти проходит электрифицированная двухпутная железнодорожная линия Сызрань — Жигулёвское море — Самара, входящая частично в состав железнодорожной сети Самарского узла Куйбышевской железной дороги. Линия обеспечивает грузовые и пассажирские перевозки, связанные с городами Самарой, Сызранью, Жигулёвском. Также эта линия является северным обходом загруженного пути на участке Кинель — Звезда — Сызрань.

Собственно на объездной ветке центрального пути расположена лишь одна железнодорожная станция города: Жигулёвское море. Станция Тольятти и две грузовых станции: Химзаводская и Химическая — расположены на тупиковой ветке. Подобное прохождение железных дорог по городу и области стало причиной относительно слабого использования железнодорожного транспорта городом.

Из Тольятти курсирует всего один пассажирский поезда: № 065/066 Тольятти — Москва, на некоторые станции (Адлер, Санкт-Петербург) отправляются прицепные вагоны. Транзитные поезда проходят в летнее время через станцию «Жигулёвское море» (четыре пары поездов южного сообщения и пара сообщением «Самара-Ульяновск». Станция «Тольятти» в силу её близости к АВТОВАЗу является тупиковой. (Для сравнения: из Самары отправляется 22 поезда, а через Сызрань проходит 17 поездов). Ходит несколько пригородных электричек до Самары и до станции Отвага (в летний период). В 2021 году со станции «Жигулёвское море» до Самары начали регулярно ежедневно проходить скоростные электропоезда «Ласточка». С 1 октября 2022 года электропоезда «Ласточка» продлили до станции «Тольятти».

Основным видом перевозок являются грузовые.

Речной транспорт

Основная статья: Речной транспорт Тольятти

Речной транспорт Тольятти представлен предприятием КуйбышевАзот ОАО «Порт Тольятти». В ведении которого находится грузопассажирский порт Тольятти, способный принимать суда класса «река-море». Порт состоит из 8 грузовых и 2 пассажирских причалов, речного вокзала, гостиницы на 100 человек. Основными направлениями деятельности являются перевозка минеральных удобрений, намыв и продажа речного песка. Пассажирские перевозки представлены только пригородными направлениями, прочие закрыты по причине нерентабельности. Планируется строительство современного контейнерного терминала, обрабатывающего грузы речного, железнодорожного и автомобильного транспорта.

До 2012 года в Автозаводском районе действовала паромная переправа ОАО «АвтоВАЗТранс», перевозящая автотранспорт и пассажиров в село Усолье и обеспечивающая прямые связи города с Шигонским районом Самарской области (с 2012 года не действует).

Воздушный транспорт

Международный аэропорт Курумоч расположен в районе посёлка Берёза и находится в 70 км от центральной части Тольятти и в 35 км от границы областного центра Самары по автодороге М-5 «Урал».

В непосредственной близости от города (к северо-востоку от села Русская Борковка) построен аэродром, способный принимать вертолёты и лёгкие самолёты. Кроме того, в 20 км севернее Тольятти имеется ещё два небольших аэродрома: Нижнее Санчелеево и Верхнее Санчелеево (спортивный).

В настоящее время местные воздушные линии в регионе не функционируют, что связано с высокими тарифами на авиаперевозки и хорошим развитием автомобильных перевозок.

Трубопроводный транспорт

В городе берёт начало международный аммиакопровод Тольятти — Южный (Украина) (эксплуатируется ОАО «Трансаммиак»).

Инвестиционные программы

Для выхода из сложной социально-экономической ситуации руководство города, области и государства предприняло ряд мер. В 2009 году Тольятти получил статус моногорода, став крупнейшим населённым пунктом с подобным статусом в стране. В рамках государственной поддержки экономики города в Тольятти появился ряд инвестиционных площадок различного уровня, масштаба и назначения, направленные на уход города от монозависимости:

  • особая экономическая зона промышленно-производственного типа «Тольятти» — инфраструктурная площадка для реализации крупных инвестиционных проектов в области промышленного производства.
  • индустриальный парк «Тольяттисинтез» — специализированная инфраструктурная площадка для реализации инвестиционных проектов в области химического и прочих производств.
  • технопарк в сфере высоких технологий «Жигулёвская долина» — инфраструктурная площадка для реализации проектов в сфере инноваций и высоких технологий, призванная обеспечить условия для быстрого роста и коммерциализации проектов с высокой интеллектуальной составляющей.
  • территория опережащего развития — экономическая зона со льготными налоговыми условиями, упрощёнными административными процедурами и другими привилегиями, созданная для привлечения инвестиций, ускоренного развития экономики и улучшения жизни населения города, направленная на развитие среднего бизнеса.

Экологическое состояние

Экологическая ситуация в городе, как и во многих других промышленных центрах, весьма напряжённая. Плотность промышленной застройки в городе примерно в 3-4 раза больше, чем в среднем по России. Из-за этого заметно возрастает и объём загрязнений окружающей среды. Однако, негативный эффект от наличия крупных химических производств существенно ниже, чем в других городах, благодаря современным технологиям проектирования застройки районов города. Наличие существенных лесных массивов между городскими районами тоже играет свою положительную роль. Однако площадь зелёных насаждений общего пользования непосредственно на жилой территории составляет всего 41,9 % от норматива (10,3 м² от 24,6 м² положенных на человека).

Загрязнение атмосферы

По условиям рассеивания загрязнений Тольятти относится к зоне с повышенным потенциалом загрязнения атмосферы. Неблагоприятные метеорологические условия в городе составляют до 30 % в год: штили (среднегодовая повторяемость 13 %) и слабые ветры (повторяемость ветров до 1 м/сек — 27 %) часто способствуют накоплению примесей в приземном слое атмосферы.

Основным стационарным источником загрязнений являются предприятия Центрального района города (63,2 % из них ТЭЦ 33,7 %) На Автозаводский район относят 26,2 % выбросов (17,9 % — ТЭЦ ВАЗа), а на Комсомольский всего 10,6 %. Специфика выбросов характерна для теплоэнергетики, выбросы которой составляют более половины загрязнений (51,6 %). В городском воздухе постоянно наблюдается превышение предельно допустимых концентраций по формальдегиду — 3,7 ПДК; диоксиду азота — 1,1 ПДК; бензапирену — 1,9 ПДК; гидрофториду — 1,2 ПДК; аммиаку — 1,7 ПДК.

Город застраивался и проектировался с учётом розы ветров: все промышленные предприятия находятся на северо-востоке от жилых кварталов, то есть практически всегда с подветренной стороны, так как преобладающими ветрами являются ветра южного и юго-западного направлений в холодный период года и западных и северо-западных в тёплый. Наиболее благоприятный ветровой режим для проветривания в Автозаводском районе, построенном позже остальных. Это связано с продольным расположением широких автодорог, отсутствием леса на берегу Волги, характером застройки. Однако эти же ветра способствуют переносу загрязнений в атмосферу города из других промышленных центров с соседних территорий, а жители Автозаводского района зимой чаще обращаются к врачам по поводу респираторных заболеваний.

В настоящее время одними из основных источников загрязнения города являются 8 крупных промышленных предприятий городского округа Тольятти: ООО «Тольяттикаучук», ОАО «Тольяттиазот», Тольяттинская ТЭЦ, ОАО «АвтоВАЗ», ТЭЦ ВАЗа, ОАО «Куйбышевазот», ОАО «Волгоцеммаш», ОАО «Тольяттинский трансформатор». Их валовый выброс загрязняющих веществ составил в 2011 году 29228 тонн .

Однако в последние годы не промышленность является основным источником загрязнения воздуха. Если в 1990 году объём выбросов от стационарных источников составлял 103,2 тыс. тонн, то в 2001, 2002 и 2003 годах эта цифра составляла уже 43,7; 34,9 и 32,8 тыс. тонн соответственно. На первую роль вышло загрязнение, производимое автомобильным транспортом. С 29 % в 1988 году доля валовых выбросов автотранспорта выросла до 59 % в 2004 году, что однако ниже, чем в Самаре, где этот показатель равен 76 %.

Индекс загрязнения атмосферы (ИЗА) незначительно меняется год от года (12 — 2002 год, 10,4 — 2005 год), но остаётся высоким. По оценкам специалистов, Тольятти, с территорией около 315 км², своими выбросами отрицательно воздействует на территорию площадью до 744 км².

Загрязнение водного бассейна

Сложная экологическая ситуация сложилась с Куйбышевским водохранилищем. Приплотинная зона водохранилища, у которой находится Тольятти, является самой неблагополучной среди верхних Волжских и Камских водохранилищ. На участке от Казани до приплотинной части во всех пробах отмечается высокое содержание кадмия, ртути, фенолов, нефтепродуктов. Непосредственно в приплотинной зоне средние значения ПДК по нефтепродуктам превышаются в 1,5 раза, по фенолам — в 3,5 раза, по меди и марганцу — в 8 раз, а максимально разовые значения ПДК превышаются по нефти в 25—28 раз, по меди и фенолам — в 30 и более раз.

Куйбышевское водохранилище слабопроточное, что способствует заиливанию и накоплению загрязнений. Так как значительная часть домов снабжается водой из Куйбышевского водохранилища, то случаются факты того, что у горожан из-под кранов льётся вода со значительными примесями, слабо поддающимися фильтрации, которую нельзя назвать питьевой.

Основным источником загрязнения водохранилища являются сбрасываемые сточные воды в городах выше по течению Волги: Ульяновске, Набережных Челнах, Нижнекамске, Чистополе. Постоянные промышленные сбросы, содержащие азот и фосфор, являются причиной чрезвычайного распространения одноклеточных сине-зелёных водорослей, которые нередко становятся причиной гибели рыбы и птицы. Вода на городских пляжах начинает «цвести» уже к концу июня. Общую загрязнённость Куйбышевского водохранилища относят к 3 «а» классу качества из 5 возможных — «весьма загрязнённая». Коэффициент комплексности загрязнённости воды равен 25 %).

Состояние подземных источников водоснабжения оценивается как удовлетворительное, но существует угроза их загрязнения из-за загрязнения почвы по периметру месторождений и возникающей вследствие этого высокой скорости фильтрации (до 20 м/сут.), деградации лесного массива, развития поливного земледелия. Уровень грунтовых вод в результате изменения гидрологического режима за последние 25—30 лет повысился на 10—15 м и более и продолжает повышаться в среднем на 0,2—0,4 м/год. Это приводит к подтоплению территорий, засолению земель и ухудшению водообмена между поверхностными и подземными водами.

Электромагнитное загрязнение

В целом электромагнитная обстановка в городе характеризуется существенной неоднородностью и нестабильностью. Близость к такому источнику электромагнитного излучения как Жигулёвская ГЭС приводит к тому, что в районе плотины уровень фона превышает допустимый в тысячи раз. И примерно в 30 раз выше максимально допустимого уровень электромагнитного поля вдоль многочисленных высоковольтных линий электропередач. Заметное влияние на карту электромагнитных полей города оказывают наружные силовые кабели в промзоне, а также троллейбусные линии.

Шум

Средний уровень шума по городу равен 67,2 децибела, что примерно соответствует уровню шума в Москве. Санитарной нормой в России является 55 децибел.

Мусор

Ежегодно только на крупных предприятиях Тольятти образуется 1,5 тонны твёрдых бытовых отходов на каждого горожанина. Бытовые отходы в городе составляют 0,65 м³ на человека, что выше общероссийской цифры в 0,47 м³. Часть мусора идёт на переработку, но действующий в городе единственный в области завод по переработке твёрдых бытовых отходов позволяет переработать только до 50 % производимого городом мусора. На заводе работает лишь первая очередь, и компост (основной продукт предприятия) после единственного цикла переработки оказывается непригоден для использования в качестве удобрения и остаётся по-прежнему мусором. Перерабатывается лишь пластик и некоторые другие виды отходов.

В 2009 году был запущен комплекс по сортировке отходов, позволяющий не утилизировать на полигонах мусор, пригодный к дальнейшей переработке. Мощности комплекса позволяют сортировать отходы не только из Тольятти, но и Ставропольского района и Жигулёвска.

Жилищно-коммунальное хозяйство

Общая площадь жилищного фонда городского округа Тольятти на 2009 год составила 14,5 млн м², так что на одного тольяттинца в среднем приходится 19,4 м², что является весьма низким показателем (для сравнения: в Московской области на одного человека приходится 26 м² жилья, а Санкт-Петербург к 2010 году планирует достичь цифры в 31 м²). Планы мэрии и областной администрации по вводу нового жилья в городе стабильно не выполняются уже много лет. Основными причинами этого являются сложности градостроительного законодательства и отсутствие свободных участков под застройку. Крупнейшими в городе управляющими организациями ЖКХ являются приватизированные ООО «ДЖКХ», ООО «УК 1», ООО «УК 2», ООО «УК 3».

Жильё

В городе находится 9757 жилых зданий общей площадью 14 482,7 тыс. м², в которых расположена 219,1 тысяча квартир. Из них 2204 многоквартирных дома общей площадью 13 703 тыс. м². 90 % жилья находится в частной собственности, в многоквартирных домах приватизировано 88,2 % квартир.

По районам города жилищный фонд делится следующим образом:

  • Автозаводский — 891 здание;
  • Центральный — 5959;
  • Комсомольский — 2768.

Распределение жилых домов по этажности:

  • 1-, 2-этажных строений − 7378;
  • 3—, 4-этажные строения — 491;
  • 5-этажные — 656;
  • 6-, 9-, 10-этажные — 708;
  • 12 и более этажей — 259.

Высотные здания по районам распределяются неравномерно: так в Центральном районе средняя высота здания — 5, а в Автозаводском — 10 этажей.

Весь жилищный фонд Автозаводского района (53,9 % от всей площади) имеет 100-процентные показатели по всем видам благоустройства (за исключением лифтов в малоэтажных домах).

По оценке Российской гильдии риэлторов на 31 мая 2010 года средняя цена предложения на рынке недвижимости Тольятти составляла 26 293 руб./м², что является пятнадцатым по величине показателем среди крупных городов России.

Благоустройство

Наибольший удельный вес в структуре жилищного фонда занимают капитальные жилые дома, имеющие все виды благоустройства, включая лифты и мусоропроводы:

  • 99,7 % жилищного фонда обеспечено централизованным отоплением;
  • 99,3 % — водопроводом;
  • 98,9 % — канализацией;
  • 96,6 % — горячим водоснабжением и ваннами;
  • 74,2 % — лифтами;
  • 74,6 % оборудовано электроплитами;
  • 21,7 % обеспечено газом.

Водоснабжение и водоотведение